До этих мест нетрудно, но долго добираться — сначала от Белогорска до Головановки автостопом, потом километров двенадцать вполне наезженной лесной дорогой. Никакой попутный транспорт тут не ходит. По дороге есть несколько интересных природных объектов — каменистая речка Молбай-Узень, большой грот-пещера, дубы-великаны в три метра в обхвате, таврские могильные каменные ящики. И пейзажи — слева отроги Караби-яйлы, справа — горы Чомбай с множеством гротов. Когда-то в древние времена тут жили тавры.
Многим из нас приходилось сталкиваться с названиями «Таврика», «Таврида», которые использовались и продолжают использоваться по отношению к Крыму. Появление этих географических названий имеет прямое отношение к народу, который по праву может считаться крымским аборигеном, поскольку вся его история от начала и до конца неразрывно связана с полуостровом. Их племена обитали почти везде в Горном Крыму, но именно в местах, куда мы направляемся, проживали напеи.
Самые ранние сведения о таврах, как о жителях Крыма, содержатся в «Истории» Геродота. В археологии же Крыма более известны каменные могильники тавров. У этого народа проявления древней мегалитической культуры сохранялись на протяжении I тыс. до н. э., к концу которого она приходит в упадок. Еще в позапрошлом веке горный и прибрежный Крым представлял собой редкую картину обилия каменных ящиков, которые иногда называют крымскими дольменами. В отличие от кавказских дольменов — грандиозных наземных сооружений из цельных каменных плит, крымские дольмены несколько меньше по размерам.
Добыча и искусство обработки камня играли в культуре тавров большую роль. В сооружении каменных ящиков принимал участие весь род. Члены рода потом и заканчивали свой жизненный путь в этих могильниках. В одном ящике подчас встречается до 30-45 захоронений с оружием. Инвентарь погребений довольно беден: бронзовые украшения, каменные орудия, раковины, бусы; с V в. до н. э. появляются железные мечи-акинаки, железные ножи и удила, что свидетельствует о связях со скифами.
Что же произошло с таврами? По-видимому, к IV в. до н.э. какая-то часть таврского населения, волею судеб оказавшаяся в античных городах, «растворилась» среди греков. Другая, значительно большая часть крымских аборигенов, вошла в состав жителей позднескифских поселений. Как раз в это время скифы-кочевники переходили к оседлости, создавая в предгорьях свои долговременные населенные пункты. Процесс поглощения (ассимиляции) скифами тавров нашел отражение в письменных и эпиграфических документах. Окончательная ассимиляция тавров, когда они перестали существовать как отдельный этнос, очевидно, завершилась ко II-III вв. нашей эры.
Уже пройдена большая часть пути, как лес расступился — впереди поле с прудом. В низинах угадываются одичавшие груши и вишни. Урочище Свободное или Молбай по-местному. В семидесятых годах прошлого века неперспективное и далекое село Свободное расселили и — забросили. Никто не остался жить даже по типу хуторка. А места замечательные — чистый воздух, превосходного вкуса вода в сохранившихся родниках, покосы луговых трав с таким ароматом… Но люди ушли.
Судьба Свободного чуть не постигла и Пчелиное, находящееся на пять километров дальше. Единственная дорога с сопутствующей ей линией электропередач снова нырнула в лес и вывела к лесному кордону, за которым уже замаячили домики села.
Самое высокогорное крымское село раньше называлось Куртлук. Сейчас в нем всего несколько домиков, а самый гостеприимный дом укажет любой в Пчелином.
Семья Толстовых: Владимир Юрьевич, отец семейства, его жена и соратник Нина Ивановна, сын Юрий Владимирович со своей женой Анной, внук Владимир. С 2001 года Толстовы живут в Пчелином. Дом создан умом Владимира Юрьевича и руками мужской половины семьи. Причем именно вручную у холма отвоевана большая плоская площадка, создано здание и подсобные помещения, воссоздан фонтан-родник. И совместными усилиями сотворен Дом. Не просто здание-сооружение, даже не просто семейный очаг. Духовное братство увлеченных близких людей…
Владимир Толстов-старший влюблен в пещеры. А самое большое крымское нагорье Караби, на склоне которого и лежит Пчелиное, со своими сотнями открытых и неоткрытых карстовых полостей — пещерами, шахтами, колодцами, — лучшее место для спелеолога. Владимир Юрьевич не просто исследует известные карстовые полости, он ищет и открывает новые! В гости к Толстову заглядывают спелеологи и просто туристы. Всем им всегда рады в Доме на единственной сельской улице Лесной. Всех угостят чаем из целебных трав высокогорной Караби, много могут рассказать об окрестностях, о яйле наверху и внутри. Радушных хозяев гости прозвали напеями — по имени тех древних таврских племен.
Недалеко от Дома Напеев есть большая пещера Шан-Кая-Кобасы. Она в древнейшие времена была таврским святилищем и домом жреца-волхва. В нее Толстовы любят водить гостей. Покажет В. Толстов и древний таврский пещерный город на горе Карт-Кая. Он естественно много старше знаменитых крымских пещерных городов, но почти неизвестен в научном мире. Все это оставили те самые тавры-напеи.
Из древнегреческой мифологии известно, что напеями назывались и нимфы долин. Это были такие хранительницы природных мест и объектов. Толстовы — истинные напеи долины Куртлука-Пчелиного. И по линии мифологии греков, и по наследию аборигенов полуострова — тавров…
Сергей Ткаченко. Статья в информационно-рекламном еженедельнике Боспор