Оба оленя наклонили головы и стали стремительно сближаться. Даже не бежать — плыть в снежной крошке… Всё ближе и ближе — удар, хруст в морозном воздухе. Ветвистые рога сплелись, и секунду красавцы стояли, переводя дух и не понимая, что делать дальше. Потом пришли силы — и один олень начал вытеснять другого. Но тот оказал сопротивление, из-под копыт полетели пожухлая трава и комья снега. А до рокового обрыва оставалось всего несколько метров. Какие-то мгновения напряжённого поединка, и… Оба, упоённые боем, сорвались со скалы на склоне горы Карт-Кая. Неосторожная и страшная смерть. Трагично — и почему-то сказочно красиво…
Именно об этом рассказывали все встреченные нами жители села Пчелиного, отвечая на сакраментальное: «Что нового у вас в Куртлуке?». И, слушая описание той битвы на вершине «старой скалы», поглядываешь на её заснеженные поляны и скалистые выходы — и невольно переносишься туда. И даже не возникает вопросов, куда делись олени: наверное, сама Дева Диана, богиня охоты, приняла эту жертву — во имя будущего. Будущего Куртлука-Пчелиного.
Это заброшенное селение в горах уже немного известно нашим читателям. По мнению некоторых учёных и большинства романтиков, именно здесь, в долинах между отрогами Караби-яйлы и горами Чомбая, в давние времена жили тавры. В этих местах обитало одно из племён этого древнего народа — напеи. Отсюда и название — Страна Напеев, в которую сведены и тенистые леса, и просторы Молбайской долины, и чернеющие отверстия неведомых пещер.
В окрестных лесах сохранились каменные ящики — могильники тавров и даже их святилища. Жизнь здесь существовала многие столетия, а вот «закисание» началось совсем недавно, после развала Советского Союза. Пчелиное — самое высокогорное село на полуострове. Высота над уровнем моря в его частях различна. Гористый рельеф даёт о себе знать, высот менее пятисот метров тут нет. Самые «высокогорные» строения находятся на высоте почти шестисот метров.
В советское время именно здесь были большие конефермы. И даже сейчас не все местные жители из Головановки или Зеленогорска знают, что обозначают слова Куртлук, или Пчелиное, зато наверняка помнят название Кумыс. Именно так в простонародье именовали окрестности села. Надеюсь, вполне понятно почему! Да, кумыс здесь делали знатный, и совхоз «Зеленогорский», единственное коневодческое хозяйство в Крыму, славился этим продуктом далеко за пределами полуострова.
Сейчас коневодство в этих краях ещё сохранилось. Теплится огонёк в дальней конюшне урочища Казанлы, несколько малочисленных табунов можно встретить в окрестностях Пчелиного. И всё это держится на местном энтузиазме.
«С такой фамилией только и вести род от казаков», — улыбается в пышные запорожские усы Валерий Михайлович Отченашенко. И тут же раскрывает семейный секрет: родители — коренные керченские рабочие, а вот дед, Григорий Михайлович, всю жизнь ходил на пароходе через Керченский пролив.
У Валерия жизнь тоже оказалась кочевой: долго работал на севере, в Сибири. «От Тюмени до Салехарда протопал пешком в сейсмологической экспедиции», — рассказывает Отченашенко. Прошёлся и от Одессы до Керчи…. Жизнь побила Валеру, но он не сдался, не ушёл на дно или в глубину стакана. Хотя выжить сможет в самых непростых условиях.
Единственное, без чего Валерий Михайлович не может прожить, — лошади. С детских лет эти животные стали близкими и даже вполне родными. О них Валерий Отченашенко может говорить часами и с такой любовью в карих глазах, что невольно увлекаешься рассказом.
Столько специфических познаний и умений у молодого мужчины сейчас встретишь нечасто. Он и шорник, и коневод, и объездчик, и ветеринар. Потому и не раздумывал, когда пригласили в Пчелиное, на конеферму. Участвовал Валерий Михайлович и в нескольких фестивалях коневодов и вместе со своими питомцами получал призовые места. По его стопам прошла и жена Марина, которой Пчелиное понравилось с первых минут пребывания в этой древней стране.
Действительно, в эти скалы и дубовые рощи, шибляк в яркой желтизне осенней листвы или снежные кружева инея зимой влюбляешься сразу. Быстро и навсегда. Именно так когда-то, наверное, сражала стрела из таврского лука.
Местные жители знают эту особенность окрестных красот. И потому всегда зовут приехать как-то ненавязчиво, потому что уверены: «Эти обязательно вернутся…». Дядя Паша, местная легенда типа Синей Бороды, не спрашивает, когда ты появишься в следующий раз — то ли полакомиться мёдом, то ли половить рыбку в ставках, то ли просто пройтись по окрестным лесам. «Когда придёшь, сигарет принеси», — щурится он на ярком зимнем солнышке. Сигареты тут — дефицит, ведь ни магазина, ни какой иной торговой точки в селении нет.
Официально в селении Пчелином числится одиннадцать жителей. «Но я вот насчитал тринадцать с половиной, — смеётся Валера Отченашенко. — За половинку можно посчитать единственного ребёнка — четырёхлетнего Вовчика Толстова». Его дед, тоже Володя, известный в куртлукской округе краевед и спелеолог. Правда, местные жители за взгляды на жизнь прозывают его Коммунистом. Владимир Толстов не обижается, убеждения всё же сильнее житейских мелочей.
Он объяснил историю Куртлука — Пчелиного. И начинается она от древнего пещерного города на склонах горы Карт-Кая. Она ещё называется Хотурлес и примечательна своей высотой — шестьсот шестьдесят шесть метров над уровнем моря. В переводе с тюркского «карт, харт» — старый, а «кая» известнее — скала. «Котур» и «лез» считаются родоплеменными названиями, но чьими? Уж не от тавров ли остались они? Толстов уверен в этом. А старое название селения — Куртлук — попробуем объяснить сами. «Курт» на тюркских наречиях означает «волк», а вот аффикс «лук, лык» образует от названия предмета имена со значением названия местности, изобилующими данными предметами. Вот и получается: «место, изобилующее волками», в русском языке более привычно звучит — «волчий угол».
Кроме таврской старины в селении прослеживается более поздняя история — это и средневековье, и времена Крымского ханства, и тишина девятнадцатого века. А уж двадцатый век прочно вошёл в жизнь Куртлука, которое после Великой Отечественной стало называться Пчелиным.
В войну селение сильно пострадало от звериной злобы оккупантов на партизан — многие его дома были сожжены. Волки из своей вотчины исчезли ещё раньше, поэтому и развели лошадей.
Основательно занимались в этих краях и пчеловодством. Причём и его истоки надо искать в седой древности Крыма. Как рассказали местные жители, в расщелинах скал Карт-Каи и других гор есть множество природных поселений пчёл. Даже пару лет назад местным парням повезло найти такой «улей» и вытащить оттуда несколько десятков килограммов мёда.
Вот откуда произошло и подтверждается ежегодно современное название села. Зимой пчёлы не летают, предпочитая тёплые свои жилища — то ли изделия человеческих рук, то ли природные образования. Зато оказалось, что в лесу встречаются и олени, и косули, и другая, более мелкая живность.
На обратном пути, чуть не доходя до околицы бывшего села Молбай, дорогу не перебежали — спокойно перешли две лисицы. Плутовки лишь взглянули в нашу сторону и достойно скрылись в заснеженных кустах. А через километр, невдалеке до известного грота на склоне горы Медием, нашу дорогу пересекла огромная олениха с каким-то белесо-седым окрасом. Может, это и была мать Олениха из старых сказок? Знаете, а ведь после посещения этих мест в сказки верить начинаешь снова.
Потомки древних тавров в селе Пчелиное:
Сергей Ткаченко, «Крымская правда»